Культура толерантности через систему образования

Сентябрь 21, 2011 Комментариев нет



Самое важное и ценное, что может дать современное общество детям – это образование. Не даром такие вопросы, как модернизация системы образования, создание комфортных условий обучения детей, выход на принципиально новый уровень качества образования, введение новых стандартов системы образования обсуждаются сегодня на самом высоком уровне. Именно через обучение можно решать такие важные задачи как воспитание в детях уважения к другой культуре, к чувствам и мыслям другого человека, признание права на иной образ жизни и поведение. В Невском районе Санкт-Петербурга есть свой уникальный опыт воспитания культуры толерантности через систему образования – здесь детей учат не только слушать и говорить, но и слышать друг друга.

На одном языке

В школах Невского района, как и во всех школах Петербурга, учатся очень разные дети. Среди них есть дети коренных петербуржцев, дети недавно приехавших мигрантов и дети мигрантов, которые уже давно живут в городе. Главная помощь тем, кто совсем недавно попал в совершенно новые для себя жизненные обстоятельства, заключается в первую очередь в создании всех необходимых условий для адаптации в далеко не всегда понятной социальной и языковой среде. И первый шаг в этом непростом пути – изучение второго родного русского языка.

В Невском районе, где проживает достаточно большое количество приезжих семей, разработан целый комплекс мероприятий по адаптации мигрантов к языковой среде. В первую очередь это курсы по обучению русского языка на базе районных школ, куда планируют активно приглашать всех детей, нуждающихся в дополнительном обучении. Специально для таких детей разработали специальные методические пособия – буквари. С сентября этого года для приезжих детей районных школ, учеников 7-х классов, организуются практические занятия в Российском этнографическом музее «Познаем народы мира и России – познаем себя», где ребят знакомят с российской историей, культурой, бытом. Для младших ребят, учеников 3-4 классов, придумали более упрощенный курс практических занятий «Мой Петербург». Кроме того, в этом году начнут свою работу специальные курсы по изучению русского языка и для взрослых.

Но абсолютным ноу-хау Невского района стал проект «Театр + русский язык», специально разработанный районной школой искусств «Театральная семья». В основу проекта заложен принцип интерактивного обучения и активного взаимодействия учеников. Детям предлагают поучаствовать в театральной постановке какого-либо произведения и изучить русский язык именно в игровой форме. И здесь не важен актерский талант ребенка – важен момент вовлеченности в процесс обучения каждого ученика. Репертуар театра предполагает постановки произведений русской классической литературы для детей постарше, и стихов, рассказов и сказок - для младших. Сейчас проект предполагает создание всего двух групп численностью по 15 человек каждая. Пока это экспериментальный проект, но разработчики курса «Театр + русский язык» уверены в успехе своей задумки и надеются, что в будущем такая форма преподавания покажет очень хорошие результаты и групп станет больше.

Елена Копылова, директор школа искусств «Театральная семья»: «Наша школа предлагает совершенно новый подход к изучению русского языка – используя форму театрального тренинга,мы вовлекаем детей в сам процесс изучения,предлагаем учить язык в игровой форме. Для детей начальной школы это самая жизнеспособная форма преподавания, так как они учат язык во время увлекательной игры. В школах не всегда есть возможность в рамках традиционного курса акцентировать внимание на таких важных понятиях как фонетика, речевой этикет, культура общения, расширение активного словаря, тогда как театральный речевой тренинг с легкостью решает эти задачи. При этом мы позиционируем русский язык как второй родной для детей приезжих».

Как за счет уважения к чужой культуре растет уважение к своей культуре

Школа № 574 Невского района еще недавно была совершенно обычной, как говорят, среднестатистической школой. Но 4 года назад все изменилось – в школе начали реализовывать «Китайский проект». Сначала появились уроки китайского языка, истории и культуры, затем праздники китайской тематики – «Китайский новый год» и посвященный дню рождения Конфуция праздник «Мудрость сквозь века». Школа стала активно налаживать связи с коллегами из Шанхая и Пекина, благодаря чему китайские и русские школьники теперь каждый год приезжают друг к другу в гости, чтобы узнать что-то новое о языке и культуре дружественной страны. Потом китайские школьники с увлечением рассказывают своим одноклассникам, как пекли блины и расписывали матрешек, а наши школьники в свою очередь – как обучались искусству ведения чайной церемонии. Древняя культура Китая оказалась настолько интересной и благодарной темой, что теперь никто из воспитанников этой школы не согласится с тем, что Китай это страна дешевых некачественных товаров, для них это страна с великой увлекательной историей и богатейшей культурой. Успех Китайского проекта кроется в том, что дети, погружаясь в изучение культуры другой страны, стремятся изучить и культуру своей страны, чтобы рассказать об этом заграничным друзьям. И конечно в этой школе вопрос отношения между детьми приезжими и давно живущими здесь не стоит вообще – здесь действительно царит атмосфера мультикультурализма.

Марина Волкова, директор школы №574 Невского района: «Китайская культура не только развивается, но и удивительно модифицируется с современной культурой. Когда мы погрузились в эту тему, мы поняли, что очень правильная поговорка о том, что Землю создал бог, а все остальное китайцы. И самовар, и пельмени, и чай, и шелк, и бумагу, и много что еще – все придумали они. И вот что удивительно, когда наш дети увидели сами, что китайская культура – это не тот дешевый ширпотреб, с которым в первую очередь ассоциировалась эта страна, а великая история и нация, у них появился интерес и к собственной культуре и истории, им захотелось также интересно и много рассказывать о своей стране».

Школьный эксперимент

Отдельного внимания достойна школа № 571 Невского района. С 2008 года она является экспериментальной площадкой «Федерального института развития образования» и реализует программу формирования культуры толерантности средствами краеведения. Всестороннее изучение культуры и истории Петербурга посредством экскурсий, конкурсов, тренингов, лекций значительно повышает уровень образования детей, а, следовательно, учит уважительному отношению и пониманию друг друга. За последние четыре года школа организовала для детей множество конкурсов и познавательных программ: «В пространстве дворцов Русского музея», игра-исследование «Петербургское метро», краеведческая игра «Истории мировых цивилизаций на карте Санкт-Петербурга» и многие другие. Учителя школы отмечают, что после того, как дети стали изучать краеведение, измелилось их отношение к своему городу – ученики стали гордится тем, что живут в таком уникальном городе как Петербург, стали активнее интересоваться его историей и архитектурой. Ученики, которые недавно приехали Санкт-Петербург, в своем рвении узнать город во всей его красе, ничем не уступают детям, которые живут здесь всю жизнь – они действительно хотят стать настоящими петербуржцами.






Метка: , Последние новости, Толерантность

Извините, обсуждение на данный момент закрыто.

Разрешительная документация

Свидетельство о регистрации СМИ Письмо Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга Письмо Уполномоченного по правам ребёнка в Санкт-Петербурге Письмо Главного...