Светлана Агапитова подвела итоги первого года работы

Март 25, 2011 Комментариев нет



23 марта Уполномоченный по правам ребенка Светлана Агапитова выступила с годовым отчетом перед депутатами Законодательного собрания Санкт-Петербурга.

Полную версию доклада можно скачать здесь

Рассказав о работе в 2010-м году, Светлана Агапитова, выделила основные проблемы, которые требуют либо изменений в законодательстве, либо дополнительных бюджетных средств.

«Пока не найдено взаимопонимание с Санкт-Петербургским филиалом регионального отделения Фонда социального страхования. Наши обращения по поводу выплаты пособий по беременности и родам остаются без внимания. Фонд ссылается на то, что работодатели юридически существуют, и заявители могут взыскать пособия с них, однако пострадавшими предоставлены документы, подтверждающие отсутствие имущества и денежных средств у работодателей. Мы направили обращение на имя председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина с просьбой принять ведомственный акт, определяющий четкий порядок выплаты пособий по беременности и родам и пособия по уходу за ребенком до достижения полутора лет работающим женщинам, работодатель которых фактически прекратил хозяйственную деятельность и не имеет достаточных средств для выплаты пособий по беременности и родам. Но пока никаких действий не предпринято.

Развитие инклюзивного образования в Санкт-Петербурге – одно из приоритетных направлений работы Уполномоченного. В идеале, в каждом учебном заведении должны быть условия для создания безбарьерной среды. Это касается не только детей инвалидов-колясочников, но и слабовидящих, слабослышащих детей, детей с синдромом Дауна, с ДЦП.

Инклюзивное или включенное образование - термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах. То есть, не ребенок должен подстраиваться под образовательное учреждение, а оно должно создавать условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.

Пока, к сожалению, можно говорить только об отсутствии государственной стратегии по развитию инклюзивного образования; отсутствии в школах финансовой поддержки на развитие инклюзии и неготовности педагогов и специалистов к осуществлению инклюзии.

В Москве уже принят местный закон, образовательных учреждений в Москве немало – 93 дошкольных и 94 школы, их посещают около 1160 детей-инвалидов.

Чтобы охарактеризовать ситуацию с инклюзивным образованием в Санкт-Петербурге, достаточно сказать, что в этом направлении в нашем городе работают 3 школы 4 детских сада, и то в экспериментальном режиме.

В 2010 году к Уполномоченному поступило более 40 обращений с просьбой помочь семьям, имеющим детей-инвалидов, в решении их жилищной проблемы.

Такие семьи зачастую проживают в жилых помещениях, где отсутствуют условия для полноценного воспитания, развития и реабилитации тяжело больных детей. Это в свою очередь отрицательно влияет на здоровье детей, приводит к обострению их заболеваний. Особенно остро стоит вопрос с детьми, передвигающимися на колясках или костылях. Пока еще районные жилищные районные агентства не понимают потребности таких семей.

В Послании Президента Федеральному собранию была озвучена инициатива о предоставлении бесплатных земельных участков семьям при рождении третьего ребенка.

В Законе Санкт-Петербурга «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Санкт-Петербурге» предусмотрена такая мера, как предоставление в установленном действующим законодательством порядке земельных участков для организации крестьянских (фермерских) хозяйств, ведения садоводства, огородничества в размере не менее 15 соток на многодетную семью. Но пока этот вопрос решается только на личных контактах, и участки расположены в 200 км от города. Пока около 150 семей выразили готовность уехать столь далеко.

Возможно, стоит рассмотреть вариант участия Санкт-Петербурга в электронных торгах по закупке земельных участков в Ленинградской области и предоставление их многодетным семьям, а в перспективе, и семьям при рождении третьего ребенка под строительство жилого дома или дачи, но так, чтобы семья могла проводить на природе выходные.

Хотя у многих многодетных семей гораздо острее стоит жилищный вопрос. Было бы целесообразно рассмотреть вопрос о предоставлении в 2011 году жилья многодетным семьям, воспитывающим четырех и более несовершеннолетних детей, принятых на учет до 01.01.2010 года. Это предложение Уполномоченного сейчас изучается в Жилищном комитете Санкт-Петербурга.

 

Не секрет, что и в Петербурге пока, несмотря на все усилия, существует очередь в детские сады. В некоторых регионах, где проблема эта еще более остро стоит, приняты законы о предоставления дополнительной социальной поддержки семьям, имеющим детей, в виде ежемесячных компенсационных выплат родителям на детей в возрасте от 1,5 до 6 лет, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, состоящим на учете в органах исполнительной власти.

Полученная родителями компенсация может использоваться для оплаты посещения ребенком негосударственного дошкольного образовательного учреждения, для оплаты услуг няни, а также в качестве компенсации за утраченную возможность выйти на работу.

Это могло бы привести к сокращению количества детей, нуждающихся в предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении.

 

528 детей с редкими генетическими заболеваниями наблюдаются в Санкт-Петербургском государственном медицинском учреждении «Диагностический центр (медико-генетический)». Обеспечение их лекарственными препаратами осуществляется за счет двух источников финансирования: федерального и регионального бюджетов.

Однако, в Санкт-Петербурге на учете в Центре по состоянию на начало 2011 года находятся 13 детей, для лечения которых необходимы дорогостоящие лекарственные препараты, не включенные в перечень препаратов, закупаемых централизованно, и которые не предусмотрены для обеспечения льготных категорий граждан.

В связи с этим Уполномоченный неоднократно направляла обращения в адрес Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации с предложениями о пересмотре нозологических групп, более оперативном реагировании на потребности детей и внесении поправок в закон о «7 нозологиях». У нас есть 1 ребенок с мукополисахаридозом 6 типа и один с болезнью Фабри. Средств на лечение требуется очень много. Но если их не лечить, то дети будут умирать долго и мучительно.

 

Защита прав детей мигрантов является одной из приоритетных задач в деятельности Уполномоченного. Оказываясь в чужой культурной среде, любой человек, и особенно ребенок, должен одновременно иметь возможность сохранения своей культурной идентичности и адаптации в новой среде обитания, два обязательных условия комфортного и спокойного существования. Известно, что ребенок-мигрант, не имеющий гражданства РФ и регистрации, может посещать учебное заведение, реализуя право на образование. Трудности у такого школьника начинаются с 14-летнего возраста, поскольку российский паспорт получить он не может, а без него ребёнку не сдать ЕГЭ и, значит, не получить аттестат. Для оформления документов он должен возвратиться в страну рождения, что не всегда возможно.

На сегодняшний день можно посчитать только тех детей-мигрантов в городе, которые проживают легально и тех, кто обращался в государственные учреждения, но это лишь верхушка айсберга. Истинного количества не представляет никто. Уполномоченный планирует провести анкетирование по данному вопросу.

 

В Санкт-Петербурге недостаточно мест для временного трудоустройства подростков, в том числе и во время летних каникул. Ушли в прошлое летние трудовые отряды, работающие, например, на благоустройстве города.

Основными причинами является отсутствие координации различных ведомств. Ведь, трудоустройство несовершеннолетних имеет массу особенностей. Это не просто предоставление рабочих мест, а целый комплекс социально-воспитательной работы и досуга. Стимулировать и направлять эту деятельность должно государство, создавая благоприятные условия для временного трудоустройства подростков, желающих работать.

 

Нельзя не упомянуть и о летнем отдыхе. Средняя цена социальной путевки должна быть адекватна хотя бы «среднему» уровню бытовых условий. Сейчас же на деле, сумма в 13 600 рублей позволит отправить ребенка в лагерь, который в смысле комфортности находится никак не в середине, а где-то у нижней границы. Стоило бы пересмотреть стоимость, чтобы дети-сироты, из многодетных, неполных, малоимущих семей могли иметь более комфортные условия для отдыха.

Кроме того, в связи с реализацией Национального проекта «Здоровье» в системе здравоохранения, педиатру, работающему на участке, идет доплата 10 000 рублей, но, если он работает смену в загородном лагере, эта доплата не осуществляется. Многие квалифицированные врачи из-за этого отказываются работать с детьми в летний период в условиях лагеря.

 

Мы инициировали поправку в Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Существующая редакция закона допускает дискриминацию медицинских работников, работающих не в учреждениях здравоохранения, а в образовательных учреждениях. Это в первую очередь касается врачей, работающих в детских домах. Медицинский стаж при этой работе не учитывается.

Это уже касается законодательства о детях. Этому посвящена целая глава доклада. Некоторые пробелы мы предложили восполнить депутатам Госдумы от Санкт-Петербурга. Мы тесно сотрудничаем с заместителем председателя комитета по семье и детям Натальей Карпович.

 

Многие из озвученных направлений работы обсуждались на недавней встрече с Губернатором Петербурга. Профильным вице-губернаторам даны соответствующие распоряжения.

Решение выявленных проблем поможет сделать наш город еще более доброжелательным к детям».

 






Последние новости, Права ребенка

Извините, обсуждение на данный момент закрыто.

Разрешительная документация

Свидетельство о регистрации СМИ Письмо Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга Письмо Уполномоченного по правам ребёнка в Санкт-Петербурге Письмо Главного...